Тормозные системы повышенной безопасности представят в Санкт-Петербурге![]() 24–27 августа 2023 года в Санкт-Петербурге в Музее железных дорог России состоится Международный железнодорожный салон пространства 1520 «PRO//Движение.Экспо». По традиции одним из его участников станет лидер отечественного железнодорожного тормозостроения АО МТЗ ТРАНСМАШ. Об экспозиции предприятия «Гудку» рассказал его генеральный директор Николай Егоренков. – Николай Анатольевич, чем был обусловлен выбор образцов вашей техники для данного мероприятия? – Задача эта была не из простых, ведь только за последние 20 лет мы разработали и внедрили в эксплуатацию более 240 новых приборов для железнодорожного транспорта и метрополитена. Особое внимание уделяем разработке тормозных систем повышенной безопасности – с развитыми средствами диагностики с применением микропроцессорной техники в системах управления. А на предстоящем салоне мы решили показать наши последние разработки в области тормозостроения, которые полностью решают проблему импортозамещения данного оборудования на российских железных дорогах. ![]() Например, система управления тормозами для электропоезда ЭГ2Тв «Иволга», состоящая из крана машиниста 431, блока тормозного оборудования 430, клапана аварийного экстренного торможения 432, обеспечивает управление давлением воздуха в тормозной магистрали, блокирование управления тормозной магистралью из неактивной кабины, автоматическое пневматическое и электропневматическое торможение, а также противоюзную защиту колёсных пар и другие параметры работы тормозной системы поезда. Кроме того, новшество осуществляет передачу расширенной диагностической информации в систему управления поезда, регистрацию параметров работы тормозной системы и управление системой пневмоподвешивания. Следует особо отметить, что данный проект изначально разрабатывался на импортозамещённых компонентах как в части электроники и электрики, так и в части пневмомеханики. Система управления тормозами для электропоезда ЭГ2Тв «Иволга» была принята в июне 2023 года в рамках приёмочных испытаний с участием специалистов ОАО «РЖД» и АО «Трансмашхолдинг». Ещё одна наша разработка – система управления тормозами для грузового тепловоза ТЭ4500. Она состоит из модуля тормозного оборудования Е.319 и обеспечивает основное пневматическое управление давлением сжатого воздуха в тормозной магистрали тепловоза или поезда посредством дистанционного электронного контроллера крана машиниста. Кроме того, в новшестве предусмотрены резервное пневматическое управление давлением сжатого воздуха в тормозной магистрали тепловоза или поезда посредством дистанционного пневматического резервного модуля, стабилизация термодинамических процессов в уравнительном резервуаре при управлении посредством контроллера краном машиниста, блокирование возможности управления тормозом из неактивной кабины тепловоза (пульта управления) или ведомой секции, взаимодействие с системой безопасности БЛОК и другие функции. ![]() «На салоне «Экспо» мы решили показать наши разработки в области импортозамещения тормозного оборудования Особо следует отметить белорусский тепловоз ТМЭ1, на котором ранее были установлены тормоза чешской фирмы DAKO, которая в силу политических событий отказалась поставлять запасные части. Коллеги с Белорусской железной дороги обратились к нам за помощью в мае 2022 года, и уже в мае 2023 года на базе локомотивного депо Лида наши сотрудники и белорусские специалисты успешно произвели реинжиниринг системы управления тормозами в части демонтажа тормозного оборудования DAKO и установки системы ТОЛ. – Какие новинки помимо оборудования для «Иволги» вы продемонстрируете в области пассажирских перевозок? – Созданная недавно на заводе система управления тормозами для одноэтажного пассажирского вагона габарита «Т» модели 81-4533, состоящая из блока тормозного оборудования 050А-1, обеспечивает надёжное автоматическое, пневматическое и электропневматическое торможение, ограничение максимального давления в тормозных цилиндрах, торможение с пониженной эффективностью (транспортировочный режим), управление системой пневматического подвешивания, а также экстренное торможение вагона при несанкционированном снижении давления в пневматических рессорах. Данная система была принята в апреле 2022 года в рамках приёмочных испытаний с участием ОАО «РЖД» и АО «Трансмашхолдинг». В свою очередь, система управления тормозами для электропоезда ЭС104 «Восток» состоит из крана машиниста 345, модифицированного блока тормозного оборудования 420. Данную работу мы выполнили по заказу ООО «Уральские локомотивы» в первом полугодии 2022 года. – Ведутся ли разработки для высокоскоростных поездов? – Да, в настоящее время конструкторское подразделение АО МТЗ ТРАНСМАШ работает над системой управления тормозами для высокоскоростного электропоезда на 360 км/ч. Но пока идёт процесс заключения договорных отношений и начальная проработка технических требований. Ещё одна перспективная разработка – система управления тормозами для вагонов метро «Москва-2024», в составе которой будет система противоюзной защиты 070. Планируем также уже в ближайшей перспективе создать системы управления тормозами для электровозов 2ЭС12.В, 2ЭС9, 2ЭС140, для тепловозов 2ТЭ35А и 3ТЭ30. В настоящий момент идёт процесс заключения договорных отношений с заказчиками. – В чём, на ваш взгляд, залог успешной работы завода даже в нынешних непростых условиях? – Успешной реализации планов развития АО МТЗ ТРАНСМАШ способствует сотрудничество с ключевыми российским партнёрами: ООО «Уральские локомотивы», Новочеркасским электровозостроительным заводом, АО «УК «БМЗ», АО «Трансмашхолдинг», АО «ВНИИЖТ», АО «ВНИКТИ», РУТ (МИИТ), ОПЖТ и многими другими. Важно, что 14 организаций активно работают в Ассоциации производителей и потребителей тормозного оборудования для железнодорожного подвижного состава (АСТО), учреждённой с нашим участием в 1997 году. Среди целей этой ассоциации – координация и развитие научно-технической, инвестиционной, производственной, маркетинговой деятельности членов партнёрства, продвижение на мировые рынки отечественной тормозной продукции, обеспечивающей высокий уровень эффективности, надёжности, безопасности движения рельсового транспорта. ![]() Беседовал: Андрей Владимиров |