Актуальные вопросы железнодорожного тормозостроения рассмотрели участники XI научно-практической конференции Ассоциации производителей тормозного оборудования «АСТО», прошедшей 8 декабря на площадке АО МТЗ ТРАНСМАШ. Как сообщил председатель ассоциации, генеральный директор МТЗ ТРАНСМАШ Николай Егоренков, девиз конференции «Соответствовать времени. Здесь и сейчас. Ассоциации «АСТО» – 25 лет+» отражает не только достижения за четверть века, но и стоящие на современном этапе перед учёными, конструкторами и машиностроителями задачи. По его словам, решение об объединении в 1997 году было принято для сохранения важной наукоёмкой тормозной подотрасли транспортного машиностроения. Благодаря этому сегодня члены ассоциации занимают прочные позиции на рынке, много делая для повышения уровня безопасности движения поездов и эффективности перевозочных процессов. Сегодняшней первоначальной задачей является перевод своей продукции на отечественную элементную базу, успешно занимаясь импортозамещением узлов и деталей тормозного оборудования. Например, генеральный конструктор МТЗ ТРАНСМАШ Сергей Чуев рассказал, что ими разработана универсальная плата для дешифратора сигналов системы управления автотормозами, в которой можно использовать электронные детали различных, в том числе российских, производителей. Также полностью переработано программное обеспечение для этих приборов. Генеральный конструктор АО «Транспневматика» (г. Первомайск) Сергей Старостин представил созданные на этом предприятии оригинальные осевые тормозные диски для двухэтажных вагонов производства Тверского вагоностроительного завода, которые уже проходят сертификационные испытания. Здесь же разработали современные тормозные блоки для моторвагонного подвижного состава. Их применение позволит, в частности, в два раза увеличить межремонтный срок эксплуатации электропоезда «Иволга 3.0». Кроме того, предприятие приступило к изготовлению тормозного оборудования для поездов «Сапсан», рельсовых автобусов «Орлан» и вагонов метрополитена «Москва-2020» с использованием отечественных комплектующих. О тормозной системе тепловоза ТЭМ7А с функцией «Автомашинист», успешно внедрённой несколько лет назад на станции Лужская Октябрьской железной дороги, рассказал заведующий сектором АО «ВНИКТИ» (г. Коломна) Вениамин Зубков. По его словам, беспилотные системы управления маневровыми локомотивами показали высокую надёжность в работе, поэтому учёные института продолжают вести исследования в данной области. Шла речь на конференции и о необходимости дальнейшего совершенствования системы нормативно-правового и технического регулирования эксплуатации и ремонта подвижного состава. В этих целях требуется активнее использовать на сети железных дорог комплексную автоматизированную систему учёта, контроля устранения отказов в работе технических средств (КАСАНТ), электронные паспорта и формуляры на тормозные приборы, переходить от бумажных документов на электронные модели. Это позволит обеспечить надёжное взаимодействие всех участников процесса изготовления, эксплуатации и обслуживания тормозов на протяжении всего жизненного цикла данной продукции. Также участники конференции выразили необходимость разработки планов актуализации нормативно-правовых документов в соответствии с программами долгосрочного развития железнодорожного транспорта, обновлёнными техническими регламентами, ПТЭ и др. В плане мероприятий ОПЖТ и членов ассоциаций на 2023 год следует предусмотреть развитие системы машиночитаемых нормативно-технических документов в сфере железнодорожного транспорта. Необходимо также более активно продолжить решение вопросов цифровизации технических и технологических процессов в рамках реализации проекта «Цифровая железная дорога». Требует активизации и продолжения инициирование развития перспективы научного сопровождения развития тормозных систем подвижного состава, а также подготовки кадров для их производства, эксплуатации и ремонта. По итогам прошедшей на научно-практической конференции «АСТО» дискуссии её участники, среди которых были ведущие учёные, конструкторы, производители и потребители тормозного оборудования, приняли резолюцию, в которой изложили свои предложения по дальнейшему развитию данной подотрасли машиностроения. Их реализация позволит решить имеющиеся проблемы, как указано в девизе конференции, «здесь и сейчас». Автор: Андрей Владимиров |