В ноябре 2021 года отмечается рубеж, значимый для всей железнодорожной отрасли России: к своему 100-летию подходит ведущий производитель тормозных систем для ж/д транспорта и метрополитена АО МТЗ ТРАНСМАШ. Именно благодаря ему отечественное железнодорожное тормозостроение очень быстро вышло на лидирующие позиции в мировом машиностроении, которые сохраняет и укрепляет до настоящего времени. Профессиональный почерк коллектива определяют высокоэффективные конструкторские решения, учитывающие различные условия эксплуатации железных дорог нашей огромной страны, и умение работать на перспективу. История АО МТЗ ТРАНСМАШ – это история прорывов и изделий, не знающих себе равных по техническим возможностям, надежности, экономичности. Сегодня специалисты предприятия делают основной упор на развитие высокоскоростного, а также тяжеловесного движения, создавая и совершенствуя тормозные системы нового поколения.Точка отсчета: 17 ноября 1921 годаВ этот день началось производство первых отечественных тормозных приборов для железнодорожного транспорта. Фактически речь идет о дате рождения новой для России отрасли. Московский тормозной завод (известный сегодня как АО МТЗ ТРАНСМАШ) на практике доказал свою способность выдержать конкуренцию со стороны признанных мировых лидеров тормозостроения – американского завода «Вестингауз» и немецкого «Кунце-Кнорр». Говоря о рождении отечественного тормозостроения, нельзя не упомянуть его основоположников, выдающихся конструкторов Казанцева и Матросова. Прорывные решения начались с них. Иван Константинович Матросов в 1920-х годах разработал такой тормоз для грузовых поездов, который позволил заметно увеличить вес и длину состава за счет резкого сокращения тормозного пути. Ранее Флорентий Пименович Казанцев предложил целый ряд систем автоматических воздушных тормозов, в том числе – еще в 1909 году – двухпроводный воздушный тормоз для пассажирских поездов. Воплощая в практику их идеи, специалисты Московского тормозного завода создали целую гамму новых приборов для железных дорог и метрополитена: воздухораспределители, краны машинистов и др. Сильный конструкторский коллективПервое конструкторское бюро предприятия – предшественник знаменитого СКБТ (Специального конструкторского бюро тормозостроения, созданного в начале 1951-го) – было образовано в 1926 году. В числе задач, сразу поставленных перед новым коллективом, были усовершенствование тормоза Казанцева и разработка нового прямодействующего крана машиниста, позволяющего машинисту безупречно регулировать тормозное усилие и осуществлять ступенчатый отпуск. Успехов удалось добиться уже к концу 1926 года. А до конца 20-х окончательно сложилась схема тормоза Матросова, которая в перспективе давала ряд преимуществ в сравнении с тормозом Казанцева. В 1931 году коллегия Наркомата путей сообщения приняла тормоз Матросова в качестве типового для железных дорог СССР, и благодаря ударной работе коллектива тормозного завода уже к 1935 году на автоматическое торможение были переведены все грузовые поезда страны. МТЗ вышел на позиции одного из важнейших предприятий транспортного машиностроения, гаранта безопасности движения. Солидный производственный опытК началу Великой Отечественной войны предприятие уже имело серьезный производственный опыт, так что смогло в кратчайшие сроки переориентироваться на выпуск продукции, необходимой фронту. В частности, было развернуто производство снарядов и мин, боеприпасов и узлов зенитных установок, налажен выпуск деталей для легендарных «катюш». Не прерывалась при этом и основная деятельность: в тяжелейшие военные годы московские специалисты создали и испытали пассажирский воздухораспределитель 052 (прообраз воздухораспределителя 292), срывной клапан 086 и дверной воздухораспределитель 087 для тормозной и пневматической систем вагонов. Стоит особенно отметить санитарные поезда, которые оборудовались новым воздухораспределителем, выпущенным МТЗ. Повышение плавности торможения позволило значительно увеличить длину состава и тем самым спасти больше человеческих жизней. Объемы перевозок военного времени требовали круглосуточной работы коллектива. На фронтах Великой Отечественной войны сражались 250 заводчан, а у станков их заменили женщины и подростки. Замена оказалась достойной. И в послевоенные годы все производственные показатели также неуклонно шли вверх. В частности, уже в первую послевоенную пятилетку (1946–1950 гг.) объем выпуска продукции увеличился почти в три раза. В 1949 году он в 1,9 раза превысил показатель 1940 года, при этом производство основных воздухораспределителей возросло в 7 раз. В ногу со временемПосле войны в связи с началом электрификации железных дорог завод наладил выпуск электропневматических тормозов для электропоездов, а с конца 50-х приступил к производству такой же продукции для пассажирских поездов с локомотивной тягой, что существенно повысило безопасность движения. ![]() За последние 20 лет разработано и внедрено в эксплуатацию более 240 новых приборов для железнодорожного транспорта и метрополитена. Особое внимание на предприятии уделяется разработке тормозных систем повышенной безопасности – с развитыми средствами диагностики с применением микропроцессорной техники в системах управления. Коллектив АО МТЗ ТРАНСМАШ соединяет опыт с инновациями, а лучшие традиции тормозостроения – с современными подходами. К тормозным системам нового поколения![]() В числе значимых разработок последних лет – уникальная система управления тормозами скоростного электропоезда «Ласточка». Оборудование предприятия установлено на «Ласточках», которые курсируют по МЦК в Москве. Специалисты АО МТЗ ТРАНСМАШ уже приступили к разработке тормозной системы для беспилотного варианта «Ласточки». Другой перспективный продукт – полностью автоматизированная цифровая система управления и диагностики торможения «ИСКРА-200», предназначенная для пассажирского, моторвагонного подвижного состава и скоростных контейнерных поездов. Это современная инновационная интеллектуальная система, координирующая работу автотормозов при скорости движения поезда до 200 км/ч. Ее создание, начиная от идеи и заканчивая практическим воплощением, полностью результат инициативы конструкторов и инженеров завода. На повестке дня – разработка перспективных тормозных систем нового поколения для высокоскоростного движения «ИСКРА-500». Это будет самостоятельная система с пневматическим резервированием, с реализацией функций управления и диагностики для высокоскоростного подвижного состава. Кроме того, в числе новых разработок – оборудование для специального самоходного подвижного состава, применяемого в путевых работах на инфраструктуре ОАО «РЖД», новая тормозная система для проекта «Москва 2020», состоящая из крана машиниста с исполнительным блоком, блока тормозного оборудования и срывного клапана, тормозная система для пассажирского двухэтажного вагона 2020, который находит всё более широкое применение, тормозная система для рельсового автобуса РА-3, запущенного в 2018 году на Сахалине, системы тормозного оборудования для вождения длинносоставных скоростных грузовых поездов… Коллектив АО МТЗ ТРАНСМАШ продолжает смотреть в будущее, предугадывая и формируя тенденции, по которым будет развиваться уже четвертое цифровое поколение железнодорожных тормозных систем. |