В ноябре 2021 года отмечается рубеж, значимый для всей железнодорожной отрасли России: к своему 100-летию подходит ведущий производитель тормозных систем для ж/д транспорта и метрополитена АО МТЗ ТРАНСМАШ. Именно благодаря ему отечественное железнодорожное тормозостроение очень быстро вышло на лидирующие позиции в мировом машиностроении, которые сохраняет и укрепляет до настоящего времени. Профессиональный почерк коллектива определяют высокоэффективные конструкторские решения, учитывающие различные условия эксплуатации железных дорог нашей огромной страны, и умение работать на перспективу. История АО МТЗ ТРАНСМАШ – это история прорывов и изделий, не знающих себе равных по техническим возможностям, надежности, экономичности. Сегодня специалисты предприятия делают основной упор на развитие высокоскоростного, а также тяжеловесного движения, создавая и совершенствуя тормозные системы нового поколения.Точка отсчета: 17 ноября 1921 годаВ этот день началось производство первых отечественных тормозных приборов для железнодорожного транспорта. Фактически речь идет о дате рождения новой для России отрасли. Московский тормозной завод (известный сегодня как АО МТЗ ТРАНСМАШ) на практике доказал свою способность выдержать конкуренцию со стороны признанных мировых лидеров тормозостроения – американского завода «Вестингауз» и немецкого «Кунце-Кнорр». Говоря о рождении отечественного тормозостроения, нельзя не упомянуть его основоположников, выдающихся конструкторов Казанцева и Матросова. Прорывные решения начались с них. Иван Константинович Матросов в 1920-х годах разработал такой тормоз для грузовых поездов, который позволил заметно увеличить вес и длину состава за счет резкого сокращения тормозного пути. Ранее Флорентий Пименович Казанцев предложил целый ряд систем автоматических воздушных тормозов, в том числе – еще в 1909 году – двухпроводный воздушный тормоз для пассажирских поездов. Воплощая в практику их идеи, специалисты Московского тормозного завода создали целую гамму новых приборов для железных дорог и метрополитена: воздухораспределители, краны машинистов и др. Сильный конструкторский коллективПервое конструкторское бюро предприятия – предшественник знаменитого СКБТ (Специального конструкторского бюро тормозостроения, созданного в начале 1951-го) – было образовано в 1926 году. В числе задач, сразу поставленных перед новым коллективом, были усовершенствование тормоза Казанцева и разработка нового прямодействующего крана машиниста, позволяющего машинисту безупречно регулировать тормозное усилие и осуществлять ступенчатый отпуск. Успехов удалось добиться уже к концу 1926 года. А до конца 20-х окончательно сложилась схема тормоза Матросова, которая в перспективе давала ряд преимуществ в сравнении с тормозом Казанцева. В 1931 году коллегия Наркомата путей сообщения приняла тормоз Матросова в качестве типового для железных дорог СССР, и благодаря ударной работе коллектива тормозного завода уже к 1935 году на автоматическое торможение были переведены все грузовые поезда страны. МТЗ вышел на позиции одного из важнейших предприятий транспортного машиностроения, гаранта безопасности движения. Солидный производственный опытК началу Великой Отечественной войны предприятие уже имело серьезный производственный опыт, так что смогло в кратчайшие сроки переориентироваться на выпуск продукции, необходимой фронту. В частности, было развернуто производство снарядов и мин, боеприпасов и узлов зенитных установок, налажен выпуск деталей для легендарных «катюш». Не прерывалась при этом и основная деятельность: в тяжелейшие военные годы московские специалисты создали и испытали пассажирский воздухораспределитель 052 (прообраз воздухораспределителя 292), срывной клапан 086 и дверной воздухораспределитель 087 для тормозной и пневматической систем вагонов. Стоит особенно отметить санитарные поезда, которые оборудовались новым воздухораспределителем, выпущенным МТЗ. Повышение плавности торможения позволило значительно увеличить длину состава и тем самым спасти больше человеческих жизней. Объемы перевозок военного времени требовали круглосуточной работы коллектива. На фронтах Великой Отечественной войны сражались 250 заводчан, а у станков их заменили женщины и подростки. Замена оказалась достойной. И в послевоенные годы все производственные показатели также неуклонно шли вверх. В частности, уже в первую послевоенную пятилетку (1946–1950 гг.) объем выпуска продукции увеличился почти в три раза. В 1949 году он в 1,9 раза превысил показатель 1940 года, при этом производство основных воздухораспределителей возросло в 7 раз. В ногу со временемПосле войны в связи с началом электрификации железных дорог завод наладил выпуск электропневматических тормозов для электропоездов, а с конца 50-х приступил к производству такой же продукции для пассажирских поездов с локомотивной тягой, что существенно повысило безопасность движения. Важнейшей вехой стал 1951 год – год основания СКБТ. Объединение усилий ранее разрозненных конструкторских коллективов на базе самого сильного позволило вывести создание новых типов тормозного оборудования для железнодорожного подвижного состава на новый уровень. Так, в 1950-х годах на предприятии было освоено производство более 20 новых приборов; в том числе для метрополитена удалось разработать и запустить в серию воздухораспределитель типа 337, значительно увеличивший скорость движения поездов и пропускную способность подземки. 1960-е ознаменовались технологической модернизацией мощностей предприятия, заметным увеличением эффективности производства и созданием новой линейки продукции. В 70-е коллектив МТЗ разработал и внедрил в эксплуатацию новые тормозные системы для первых отечественных скоростных поездов РТ и ЭР200. Кроме того, был создан еще целый ряд новых приборов, в том числе воздухораспределитель 483 для грузовых вагонов, благодаря которому стало возможным водить тяжеловесные составы свыше 42 тыс. тонн. Прибор выгодно отличался от зарубежных аналогов не только простотой конструктивного решения, но и работоспособностью в диапазоне температур от +60 до –60 градусов и скоростью распространения тормозной волны до 300 м/с. В новом веке, в новом тысячелетии Работа по освоению новых технологий и созданию новых приборов продолжалась на предприятии даже в непростые перестроечные годы. В «лихие» 1990-е завод смог сохранить лучшие трудовые и социальные традиции советских времен, более того, начал широко внедрять компьютерную технику в управление и организацию производства. В последнее десятилетие ХХ века конструкторы МТЗ разработали более 70 новых образцов тормозных приборов, в том числе тормозную систему для поездов нового поколения «Яуза». Наступление нового века стало для МТЗ ТРАНСМАШ временем научно-технического подъема. В 2000-е был создан унифицированный комплекс тормозного оборудования для грузового локомотива, включающий кран машиниста 130 и кран вспомогательного тормоза 224 с дистанционным управлением, появилась тормозная система для вагонов метро «Русич». Высокий технический уровень, безупречное качество и исключительная надежность изделий обеспечили заводу не только место лидера в области тормозостроения в Российской Федерации и странах СНГ, но и мировое признание. АО МТЗ ТРАНСМАШ по-прежнему остается проводником самых современных, прогрессивных, надежных решений, его продукция эффективно эксплуатируется более чем в 30 странах мира: в Европе, Азии, Африке, Латинской Америке. Коллектив продолжает активно решать амбициозные задачи в интересах ведущих игроков транспортной отрасли, его ключевые заказчики – практически все вагоностроительные и локомотивостроительные предприятия России. АО МТЗ ТРАНСМАШ – постоянный победитель отраслевых конкурсов и престижных выставочных мероприятий международного масштаба. Так, завод регулярно участвует в главных профильных выставках: InnoTrans в Берлине и ЭКСПО-1520 в Щербинке, – где его продукция стабильно вызывает огромный интерес отечественных и зарубежных специалистов. За последние 20 лет разработано и внедрено в эксплуатацию более 240 новых приборов для железнодорожного транспорта и метрополитена. Особое внимание на предприятии уделяется разработке тормозных систем повышенной безопасности – с развитыми средствами диагностики с применением микропроцессорной техники в системах управления. Коллектив АО МТЗ ТРАНСМАШ соединяет опыт с инновациями, а лучшие традиции тормозостроения – с современными подходами. К тормозным системам нового поколенияНа протяжении всей истории коллектив АО МТЗ ТРАНСМАШ успешно решал самые насущные задачи отрасли, и день сегодняшний – не исключение. Рост пассажирского скоростного движения, развитие тяжеловесного движения в сфере грузовых перевозок, внедрение инновационных разработок в сфере тягового подвижного состава – московские тормозостроители работают в авангарде железнодорожного машиностроения и широко используют в своих новых разработках цифровые технологии, подтверждая высокую перспективность их применения при выходе железнодорожного движения на новый уровень. В числе значимых разработок последних лет – уникальная система управления тормозами скоростного электропоезда «Ласточка». Оборудование предприятия установлено на «Ласточках», которые курсируют по МЦК в Москве. Специалисты АО МТЗ ТРАНСМАШ уже приступили к разработке тормозной системы для беспилотного варианта «Ласточки». Другой перспективный продукт – полностью автоматизированная цифровая система управления и диагностики торможения «ИСКРА-200», предназначенная для пассажирского, моторвагонного подвижного состава и скоростных контейнерных поездов. Это современная инновационная интеллектуальная система, координирующая работу автотормозов при скорости движения поезда до 200 км/ч. Ее создание, начиная от идеи и заканчивая практическим воплощением, полностью результат инициативы конструкторов и инженеров завода. На повестке дня – разработка перспективных тормозных систем нового поколения для высокоскоростного движения «ИСКРА-500». Это будет самостоятельная система с пневматическим резервированием, с реализацией функций управления и диагностики для высокоскоростного подвижного состава. Кроме того, в числе новых разработок – оборудование для специального самоходного подвижного состава, применяемого в путевых работах на инфраструктуре ОАО «РЖД», новая тормозная система для проекта «Москва 2020», состоящая из крана машиниста с исполнительным блоком, блока тормозного оборудования и срывного клапана, тормозная система для пассажирского двухэтажного вагона 2020, который находит всё более широкое применение, тормозная система для рельсового автобуса РА-3, запущенного в 2018 году на Сахалине, системы тормозного оборудования для вождения длинносоставных скоростных грузовых поездов… Коллектив АО МТЗ ТРАНСМАШ продолжает смотреть в будущее, предугадывая и формируя тенденции, по которым будет развиваться уже четвертое цифровое поколение железнодорожных тормозных систем. |