Инновационные системы управления тормозами железнодорожного транспорта

27 августа 2021

МТЗ ТРАНСМАШ на Международном железнодорожном салоне пространства 1520 «PRO// Движение.Экспо» в подмосковной Щербинке представит три свои новые разработки для поездов по разным целевым назначениям. Это система управления тормозами для беспилотной «Ласточки» с уровнем автоматизации GOA4, блок тормозного оборудования для скоростного контейнерного вагона платформы и новая система управления тормозами для локомотива, включая кран машиниста, который учитывает все новые требования. При этом все эти комплексы отличаются ещё большей эффективностью и удобством для потребителя.

На прежнем салоне в Щербинке, который прошёл в 2019 году, руководству страны была продемонстрирована возможность беспилотного ведения «Ласточки». Такой подвижной состав должен в скором времени работать на Московском центральном кольце (МЦК) без машиниста. Системы такой «Ласточки» должны быть даже более совершенны, чем при управлении человеком, в том числе и быстрее реагировать на возникающие на путях препятствия. Можно напомнить, что в сентябре 2015 года на этом же салоне в Щербинке АО МТЗ ТРАНСМАШ и ООО «Уральские локомотивы», входящее в АО «Группа Синара», подписали договор о разработке и поставке отечественной тормозной системы для скоростных электропоездов «Ласточка». Предприятие всего за восемь месяцев создало новейшую систему управления тормозами для электропоезда, которая ранее в России не производилась. В отличие от зарубежных аналогов она позволила проектировать поезда с гибкой составностью (от 2 до 12 вагонов) и используется с отечественной системой управления поезда верхнего уровня.

«В сентябре 2020 года на Научно-техническом совете ОАО «РЖД» рассматривался вопрос о создании беспилотной «Ласточки» и был разработан план-график работ, – рассказал «Гудку» директор по развитию АО МТЗ ТРАНСМАШ Дмитрий Песков. – Мы получили технические требования на разработку системы управления тормозами для беспилотной «Ласточки» и менее чем за год разработали и изготовили опытный образец в металле, который и представим на «Экспо 1520» в 2021 году. Это кран машиниста, блок экстренного торможения и блок тормозного оборудования».

Для предприятия это была новая задача, поскольку ранее перед железнодорожной отраслью страны таких задач, как разработка оборудования для беспилотного движения, просто не ставилось. В кабине всегда находился машинист, который рукой задавал нужные положения крана машиниста: служебное торможение, экстренное торможение, отпуск. Беспилотная же система управления верхнего уровня сама задаёт команды крану машиниста, который, в свою очередь, обратно посылает диагностические сигналы о том, что команда выполнена. Кроме того, представленная беспилотная тормозная система на уровень выше, чем существующая сейчас, поскольку в ней предусмотрена предиктивная диагностика на отказ. Ведь машиниста, который бы проанализировал обстановку на случай отказа, в кабине нет, и анализом займётся компьютер. Также в ней предусмотрено двойное дублирование тех компонентов, которые отвечают за процесс торможения. Если происходит сбой, система гарантированно остановит состав. В самом блоке тормозного оборудования ранее стояли разобщительные краны, которые локомотивная бригада при каких-то нештатных ситуациях могла перекрыть вручную. В новом разобщительные краны управляются сервоприводами, которые дистанционно переключают их в закрытое или открытое положение. В результате значительно, примерно на 30%, увеличилось количество электронных компонентов в приборах.

Такие тормозные системы – это уже первый шаг к оборудованию так называемого четвёртого поколения, проработки которого заложены НИОКР предприятия. От третьего оно будет отличаться тем, что появится возможность наращивания функций тормозной системы за счёт открытой системы микропроцессорных средств управления и диагностики и интеграции с любой цифровой системой сбора информации ОАО «РЖД». Все основные функции будут выполняться электронной системой, появится возможность использования в системах автоведения без машиниста, самодиагностики. При этом точность поддержания давления в тормозных цилиндрах за счёт применения электроники достигает 0,05 Кгс/см².

Также АО МТЗ ТРАНСМАШ представит на выставке в Щербинке блок тормозного оборудования 111Н, разработанный по заказу Новочеркасского ТМХ Инжиниринг, который разрабатывает скоростную контейнерную вагон-платформу. Сейчас в стране активно реализуется программа увеличения скоростей контейнерных поездов до 140 км/ч с разработкой и созданием соответствующего подвижного состава. И для него требуется эффективное тормозное оборудование. АО МТЗ ТРАНСМАШ получило от заказчика задание создать блок с предиктивной диагностикой, которая передаёт по интеллектуальному каналу информацию машинисту о состоянии всей тормозной системы, а также с противоюзной защитой. Для таких целей уже не годится классический воздухораспределитель 483, поскольку для скоростей 140 км/ч не он обеспечит требуемые тормозные пути из-за стандартной динамики наполнения и отпуска тормозных цилиндров, которая была рассчитана для обычных грузовых поездов. В блоке по аналогии с пассажирскими вагонами интегрирована технология электропневматического тормоза. Для скоростного контейнерного поезда основным будет как раз электропневматический тормоз, а резервным и тормозом безопасности – пневматический. Сейчас АО МТЗ ТРАНСМАШ уже изготовило первые образцы блока и приступило к предварительным испытаниям для подготовки к приёмочной комиссии, которая состоится в октябре 2021 года. Один блок изготовлен специально для салона «PRO//Движение.Экспо» в Щербинке.

Ещё одна новинка, которая будет представлена предприятием, – это тормозное оборудование локомотива (ТОЛ), включающее в себя кран машиниста 140, который идёт на смену предыдущему – 130, блок тормозного оборудования 011, идущий на смену блоку 010, и впервые разработанный для локомотивов блок стояночного тормоза 018. В кране машиниста 140 и блоке тормозного оборудования 011 улучшены пневматическая и электрические схемы, они меньше по габаритам, легче по массе, имеют больший назначенный срок службы и межремонтный интервал, что делает их с экономической точки зрения более выгодными в эксплуатации по сравнению с прежними краном 130 и блоком 010. После проведения полного комплекса предварительных испытаний в июне текущего года была проведена приёмочная комиссия ТОЛ с участием представителей ОАО «РЖД», и впервые тормозное оборудование будет продемонстрировано на выставке, причём оно уже установлено на новый брянский маневровый тепловоз ТЭМ23, который также будет показан на выставке АО «Трансмашхолдинг».

АО МТЗ ТРАНСМАШ — давний участник выставки и деловой программы в Щербинке. «Там происходит диалог с нашими традиционными партнёрами, поиск точек соприкосновения в новых проектах, — подчеркнул Дмитрий Песков. – Также мы ищем и находим новых поставщиков для нашего оборудования, особенно в области электроники, поскольку многие, особенно небольшие, компании, специализирующиеся в этой области, именно здесь предлагают свою новую продукцию производителям железнодорожной техники. Кроме того, это статус для любого предприятия, позиционирующего себя в качестве передового на рынке железнодорожного оборудования».

Пётр Каменев
Фото АО МТЗ ТРАНСМАШ







Вернуться в Архив новостей