Силами передового московского предприятия АО МТЗ ТРАНСМАШ в предельно сжатые сроки разработано для нового вагона метрополитена тормозное оборудование, отвечающее самым современным техническим требованиям. При создании новой системы управления тормозами модели 81-775/776/777 конструкторы предприятия руководствовались теми же критериями надежности, функциональности, автоматизации систем, которые уже прочно вошли в практику производства инновационных вагонов для метрополитена. Об устройстве, принципах действия и особенностях эксплуатации новой системы рассказали ее создатели. В середине августа 2018 года компания ОП ООО «ТМХ Инжиниринг» (г. Мытищи) от лица своего подразделения «КБ «Городской транспорт» обратилась в адрес АО МТЗ ТРАНСМАШ с предложением разработать тормозное оборудование для нового вагона метрополитена, которое бы отвечало последним техническим требованиям, предъявляемым к моторвагонному подвижному составу (МВПС) метрополитена. После согласования всей необходимой документации специалисты МТЗ ТРАНСМАШ приступили к разработкам. И уже в конце 2019 года новая тормозная система была не только изготовлена и прошла полный цикл предварительных испытаний, но и принята в рамках приемочной комиссии заказчиком. Эксплуатация подвижного состава на метрополитене, то есть в условиях ограниченного пространства, накладывает определенные требования к работе устройств и механизмов вагона. Его тормозное оборудование имеет значительные отличия по сравнению с тем, что эксплуатируется на сети ОАО «РЖД». Заключаются они в большем количестве циклов торможения и отпуска за равные промежутки времени, особых требованиях к габаритным размерам ввиду ограниченности мест под установку оборудования и зоны обслуживания тормозного оборудования. Свои особенности есть и при возникновении нештатных ситуаций, когда персонал находится внутри подвижного состава, а приборы управления – в подвагонном пространстве. Следует отметить, что время на создание нового оборудования было ограничено, вследствие чего многие этапы пришлось осуществлять в очень сжатые сроки. В этих непростых условиях удалось создать тормозную систему, которая по многим параметрам не уступает современным аналогам. Система обладает следующими преимуществами по сравнению с ее предыдущим поколением. Это прежде всего наличие автономного автоматического пневматического тормоза, работающего независимо от автоматического электропневматического тормоза (на метрополитене он называется «петля безопасности») и позволяющего машинисту управлять давлением в тормозной магистрали и, следовательно, в тормозных цилиндрах в любой момент времени, за счет чего повышается надежность и живучесть системы. Имеется также многоступенчатый электропневматический тормоз, обеспечивающий комфортные условия для пассажиров (при остановке и начале движения состава). Автоматическое дистанционное отключение «петли безопасности» на каждом вагоне позволяет из кабины машиниста выпустить воздух из тормозных цилиндров отдельного вагона или всего состава при нештатной ситуации. Конструкция воздухораспределителя выполнена на новой элементной базе, при этом исключены резиновые диафрагмы, что, в свою очередь, повышает надежность прибора. Высоко точное электронное авторежимное регулирование с пневматическим резервированием способствует более точному прицельному торможению в автоматическом режиме управления. К еще одному преимуществу следует отнести наличие дополнительного прибора безопасности – пневматической стоп-кнопки с диагностикой состояния, которая позволяет машинисту оперативно применить экстренное пневматическое торможение. Были также учтены все современные требования к ремонтопригодности и эргономике. Конструкция крана машиниста обеспечивает ручное управление разобщительными кранами, что, в свою очередь, исключило применение дистанционных штанг в кабине машиниста. Немаловажно и то, что расширенная диагностика тормозной системы позволяет системе управления обнаруживать предотказные состояния оборудования. Функцию управления давлением воздуха в тормозной магистрали выполняет кран машиниста 023. Кран машиниста (КМ) – это дистанционный пневматический кран с автоперекрышами. За счет КМ реализуются следующие функции: – управление давлением сжатого воздуха в тормозной магистрали поезда; – экстренное торможение по сигналу системы управления поезда; – экстренное торможение при воздействии машинистом на клапан аварийного экстренного торможения и передача соответствующей информации в систему управления; – блокирование тормозов в неактивной кабине поезда; – передача диагностической информации в систему управления о состоянии блокировки тормозов. Кран управления имеет семь фиксированных положений: – I – сверхзарядка; – II – поездное положение (зарядное давление); – III – тормозное положение; – IV – тормозное положение; – V – тормозное положение; – VI – полное служебное торможение; – VII – экстренное торможение. Необычная конфигурация верхней панели исполнительного блока связана с дизайном пульта управления в кабине машиниста. Блок тормозного оборудования 073 является основным элементом системы управления тормозами вагона и выполняет следующие функции: – автоматическое пневматическое торможение; – электропневматическое торможение; – авторежимное регулирование при автоматическом и электропневматическом торможениях; – автоматическое пневматическое торможение с пониженной эффективностью («холодный резерв»); – замещение электродинамического тормоза при снижении его эффективности (или отказе) и при дотормаживании; – передача расширенной диагностической информации в систему управления. Также осуществляется функция стояночного тормоза с дистанционным и ручным управлениями. Клапан срывной 370Э (КС) реализует функцию обеспечения автоматической экстренной разрядки тормозной магистрали, при проезде поездом запрещающего путевого сигнала, а также при превышении установленной скорости движения поезда на участках, оборудованных инерционными путевыми шинами. КС также передает диагностическую информацию в систему управления о состоянии клапана срывного. В заключение следует отметить, что в ноябре 2021 года АО МТЗ ТРАНСМАШ отмечает 100-летний юбилей. Предприятие разрабатывает и производит тормозное оборудование для всех типов грузовых и пассажирских вагонов, локомотивов, МВПС, скоростных и высокоскоростных поездов, а также для подвижного состава метрополитена. Инженеры Специального конструкторского бюро по тормозостроению (СКБТ), которому в январе 2021 года исполнилось 70 лет, готовы реализовать любые технические требования заказчика в установленные сроки. |