В первом номере новой газеты большое место займут материалы о Московском тормозном заводе — одном из лучших предприятий железнодорожной отрасли СССР-РОССИИ. АО МТЗ ТРАНСМАШ отметит в ноябре 2021 года столетний юбилей! Об этом событии мы планируем рассказать в свое время, а пока вкратце представим хронику пути замечательного коллектива, расскажем о славных делах и людях завода, принявших и достойно продолжающих трудовую эстафету от прежних поколений заводчан.ХРОНИКА ВЕКА АО МТЗ ТРАНСМАШАО МТЗ ТРАНСМАШ (Московский тормозной завод) в течение ста лет разрабатывает и производит тормозные системы для железнодорожного подвижного состава и метрополитена, учитывающие различные условия работы железных дорог нашей огромной страны. 17 ноября 1921 года был дан старт производству первых отечественных тормозных приборов для железнодорожного транспорта. Московский завод выдержал в этой новой для России отрасли конкуренцию с такими крупными лидерами, как американский завод «Вестингауз» и немецкий «Кунце-Кнорр». Рождение отечественного тормозостроения неразрывно связано с именами выдающихся конструкторов Ф.П. Казанцева и И.К. Матросова. Коллектив завода, воплощая идеи основоположников отечественного тормозостроения в практику, создал целую гамму новых приборов для железных дорог и метрополитена. Среди них воздухораспределители, краны машинистов и многие другие. В 1931 году коллегия Наркомата путей сообщения приняла тормоз Матросова в качестве типового для железных дорог СССР, а благодаря ударной работе коллектива тормозного завода уже к 1935 году на автоматическое торможение были переведены все грузовые поезда страны. К началу второй пятилетки завод стал одним из важнейших предприятий транспортного машиностроения. К началу Великой Отечественной войны на заводе был накоплен богатый производственный опыт, что позволило в кратчайшие сроки переориентировать предприятие на выпуск военной продукции, необходимой фронту. В частности, было организовано производство снарядов и мин, боеприпасов и узлов зенитных установок, налажен выпуск деталей для легендарных «катюш». Объемы перевозок военного времени требовали круглосуточной работы коллектива. На фронтах Великой Отечественной сражались 250 заводчан, их заменили у станков женщины и подростки. Санитарные поезда, оборудованные новым воздухораспределителем, выпущенным МТЗ, повысили плавность торможения, что позволило значительно увеличить длину состава и спасти больше человеческих жизней. За первую послевоенную пятилетку (1946–1950) объем производства увеличился почти в три раза. Выпуск продукции в 1949 году в 1,9 раза превысил показатель 1940 года. Производство воздухораспределителей возросло в 7 раз. В послевоенные годы в связи с началом электрификации отечественных железных дорог заводом был налажен выпуск электропневматических тормозов для электропоездов, а с конца 50-х предприятие приступило к производству электропневматических тормозов для пассажирских поездов с локомотивной тягой, что существенно повысило безопасность движения. В 1951 году на базе КБ МТЗ по постановлению Совета министров СССР создается Специальное конструкторское бюро тормозостроения (СКБТ). В 1950-х годах создано более 20 новых приборов, внедрено в производство эффективное транспортное электрооборудование, для метрополитена разработан и запущен в серию воздухораспределитель типа 337, значительно увеличивший скорость и пропускную способность метрополитена. В 1960-х технологическая модернизация завода и новая линейка выпускаемой продукции позволили значительно увеличить эффективность производства и выполнить высокие планы семилетки (1959–1965) раньше на полгода. Во второй половине 60-х темпы ежегодного роста производства составляли более 6%, производительность труда увеличивалась почти на 10% в год. В начале 70-х коллективом предприятия разработаны и внедрены в эксплуатацию новые тормозные системы для первых отечественных скоростных поездов РТ и ЭР200. В 1971–1974 годах построен и введен в строй Белевский завод в Тульской области. В 70-х годах создан целый ряд новых приборов, и среди них воздухораспределитель 483 для грузовых вагонов, благодаря которому стало возможным водить тяжеловесные составы свыше 42 тыс. тонн. Прибор выгодно отличался от зарубежных аналогов не только простотой конструктивного решения, но и работоспособностью в диапазоне температур от +60⁰ до –60⁰ и скоростью распространения тормозной волны до 300 м/с. В 80-х годах для улучшения управления тормозной системой поездов метрополитена был разработан, испытан и внедрен в производство кран машиниста типа 013. В сложные перестроечные времена в цехах предприятия продолжалась работа по освоению новых приборов. В 1990 годах завод прочно сохраняет лучшие трудовые и социальные традиции советских времен. В этом десятилетии началось широкое внедрение компьютерной техники в управление и организацию производства. Конструкторами завода в последнее десятилетие ХХ века разработано более 70 новых образцов тормозных приборов. Создана тормозная система для поездов нового поколения «Яуза». В апреле 1993 года создано Акционерное общество открытого типа «Трансмаш». В первом десятилетии ХХI века завод переживает научно-технический подъем. В эти годы разработан унифицированный комплекс тормозного оборудования для грузового локомотива, включающий кран машиниста 130 и кран вспомогательного тормоза 224 с дистанционным управлением, создается тормозная система для вагонов метро «Русич». Благодаря высокому техническому уровню, безупречному качеству и устойчивой надежности своих изделий АО МТЗ ТРАНСМАШ прочно занимает место лидера в области тормозостроения в Российской Федерации. Продукция завода эффективно эксплуатируется более чем в 30 странах мира. За последние 20 лет коллективом МТЗ разработано и внедрено в эксплуатацию более 240 новых приборов для железнодорожного транспорта и метрополитена. ВЕРНОСТЬ ТРАДИЦИЯМВ ноябре 2021 года АО МТЗ ТРАНСМАШ (Московский тормозной завод) отметит свое столетие. О некоторых достижениях последних десятилетий и сегодняшней деятельности старейшего машиностроительного предприятия г. Москвы редакция «ПС» попросила рассказать руководителей и специалистов завода. В огромной Москве давно перестали действовать многие гиганты машиностроения, начиная с ЗИЛа и АЗЛК («Москвич»). МТЗ ТРАНСМАШ сегодня развивается, что называется, в ногу со временем, а в ряде отдельных «номинаций» – и впереди планеты всей. Оглядываясь в историю, прежде всего подчеркнем решающую роль в сохранении предприятия на рубеже веков Анатолия Андреевича Егоренкова. Этот профессионал железнодорожной отрасли работал на заводе 64 года, а с 1982 по 2008 год был его генеральным директором. А.А. Егоренков – академик Академии железнодорожного транспорта РФ, которому принадлежит свыше 70 изобретений. Заслуженный машиностроитель и почетный железнодорожник РФ сумел не только сохранить коллектив, технику и все сооружения предприятия, начиная с исторического здания ХIХ века, но и не дал затормозить развитие завода и в сложные 90-е, и в начале двадцать первого столетия. Достойной наградой всей деятельности Анатолия Андреевича стало лауреатство в Национальной премии «Россиянин года – 2005», в номинации «Гордость России». С 2008 года заводом руководит генеральный директор АО МТЗ ТРАНСМАШ Николай Анатольевич Егоренков. Продолжение статьи смотрите в журнале. ЮБИЛЕЙ СКБТВ январе 2021 года Специальное конструкторское бюро тормозостроения (СКБТ АО МТЗ ТРАНСМАШ) отметило 70-летний юбилей. Конструкторский отдел существовал на Московском тормозном заводе начиная с 20-х годов. Новые поколения конструкторов постоянно совершенствовали первые тормозные системы, созданные тогда по идеям Ф. Казанцева и И. Матросова. Но вот 11 января 1951 года вышло постановление Совета министров СССР, подписанное И. Сталиным, которое предписывало «организовать на базе существующего конструкторского бюро Московского тормозного завода Специальное конструкторское бюро по тормозостроению (СКБТ)». Существенно были увеличены штаты и расширены возможности конструкторского подразделения МТЗ. Этого требовало время, стремительно развивающаяся железнодорожная отрасль и растущая сеть московского метро. Сегодня в штате СКБТ работают порядка 80 специалистов, которые создают новые тормозные системы для всех видов подвижного состава железнодорожного транспорта и метрополитена. В настоящее время СКБТ возглавляет генеральный конструктор МТЗ заслуженный конструктор России Сергей Чуев. О современном этапе работы конструкторского бюро нашей газете рассказал его первый заместитель Павел Тагиев, который в январе 2021 года был удостоен московским правительством звания «Почетный изобретатель г. Москвы». К разговору также подключился заместитель генерального конструктора по микропроцессорной технике и электронике Сергей Популовский. Продолжение статьи смотрите в журнале. ОТ ПРОЕКТА ДО СОСТАВАО порядке внедрения в эксплуатацию новых тормозных систем рассказал директор по развитию АО МТЗ ТРАНСМАШ Дмитрий ПЕСКОВ. – Дмитрий Александрович, каким был ваш путь к такой серьезной должности, как директор по развитию? Судя по молодому виду, могу предположить, что лет десять–пятнадцать заводского стажа потребовалось? – Двадцать один год, – с улыбкой поправляет гостя топ-менеджер завода. Выясняется, что начинал трудиться Дмитрий в опытно-экспериментальном цехе № 7 слесарем. После диплома о высшем образовании работал технологом, заместителем начальника своего 7-го цеха, постепенно дорос и до нынешней руководящей должности. Продолжение статьи смотрите в журнале. |