В первом номере новой газеты большое место займут материалы о Московском тормозном заводе — одном из лучших предприятий железнодорожной отрасли СССР-РОССИИ. АО МТЗ ТРАНСМАШ отметит в ноябре 2021 года столетний юбилей! Об этом событии мы планируем рассказать в свое время, а пока вкратце представим хронику пути замечательного коллектива, расскажем о славных делах и людях завода, принявших и достойно продолжающих трудовую эстафету от прежних поколений заводчан.![]() ХРОНИКА ВЕКА АО МТЗ ТРАНСМАШАО МТЗ ТРАНСМАШ (Московский тормозной завод) в течение ста лет разрабатывает и производит тормозные системы для железнодорожного подвижного состава и метрополитена, учитывающие различные условия работы железных дорог нашей огромной страны. 17 ноября 1921 года был дан старт производству первых отечественных тормозных приборов для железнодорожного транспорта. Московский завод выдержал в этой новой для России отрасли конкуренцию с такими крупными лидерами, как американский завод «Вестингауз» и немецкий «Кунце-Кнорр». Рождение отечественного тормозостроения неразрывно связано с именами выдающихся конструкторов Ф.П. Казанцева и И.К. Матросова. Коллектив завода, воплощая идеи основоположников отечественного тормозостроения в практику, создал целую гамму новых приборов для железных дорог и метрополитена. Среди них воздухораспределители, краны машинистов и многие другие. В 1931 году коллегия Наркомата путей сообщения приняла тормоз Матросова в качестве типового для железных дорог СССР, а благодаря ударной работе коллектива тормозного завода уже к 1935 году на автоматическое торможение были переведены все грузовые поезда страны. К началу второй пятилетки завод стал одним из важнейших предприятий транспортного машиностроения. К началу Великой Отечественной войны на заводе был накоплен богатый производственный опыт, что позволило в кратчайшие сроки переориентировать предприятие на выпуск военной продукции, необходимой фронту. В частности, было организовано производство снарядов и мин, боеприпасов и узлов зенитных установок, налажен выпуск деталей для легендарных «катюш». Объемы перевозок военного времени требовали круглосуточной работы коллектива. На фронтах Великой Отечественной сражались 250 заводчан, их заменили у станков женщины и подростки. Санитарные поезда, оборудованные новым воздухораспределителем, выпущенным МТЗ, повысили плавность торможения, что позволило значительно увеличить длину состава и спасти больше человеческих жизней. За первую послевоенную пятилетку (1946–1950) объем производства увеличился почти в три раза. Выпуск продукции в 1949 году в 1,9 раза превысил показатель 1940 года. Производство воздухораспределителей возросло в 7 раз. В послевоенные годы в связи с началом электрификации отечественных железных дорог заводом был налажен выпуск электропневматических тормозов для электропоездов, а с конца 50-х предприятие приступило к производству электропневматических тормозов для пассажирских поездов с локомотивной тягой, что существенно повысило безопасность движения. В 1951 году на базе КБ МТЗ по постановлению Совета министров СССР создается Специальное конструкторское бюро тормозостроения (СКБТ). В 1950-х годах создано более 20 новых приборов, внедрено в производство эффективное транспортное электрооборудование, для метрополитена разработан и запущен в серию воздухораспределитель типа 337, значительно увеличивший скорость и пропускную способность метрополитена. В 1960-х технологическая модернизация завода и новая линейка выпускаемой продукции позволили значительно увеличить эффективность производства и выполнить высокие планы семилетки (1959–1965) раньше на полгода. Во второй половине 60-х темпы ежегодного роста производства составляли более 6%, производительность труда увеличивалась почти на 10% в год. В начале 70-х коллективом предприятия разработаны и внедрены в эксплуатацию новые тормозные системы для первых отечественных скоростных поездов РТ и ЭР200. В 1971–1974 годах построен и введен в строй Белевский завод в Тульской области. В 70-х годах создан целый ряд новых приборов, и среди них воздухораспределитель 483 для грузовых вагонов, благодаря которому стало возможным водить тяжеловесные составы свыше 42 тыс. тонн. Прибор выгодно отличался от зарубежных аналогов не только простотой конструктивного решения, но и работоспособностью в диапазоне температур от +60⁰ до –60⁰ и скоростью распространения тормозной волны до 300 м/с. В 80-х годах для улучшения управления тормозной системой поездов метрополитена был разработан, испытан и внедрен в производство кран машиниста типа 013. В сложные перестроечные времена в цехах предприятия продолжалась работа по освоению новых приборов. В 1990 годах завод прочно сохраняет лучшие трудовые и социальные традиции советских времен. В этом десятилетии началось широкое внедрение компьютерной техники в управление и организацию производства. Конструкторами завода в последнее десятилетие ХХ века разработано более 70 новых образцов тормозных приборов. Создана тормозная система для поездов нового поколения «Яуза». В апреле 1993 года создано Акционерное общество открытого типа «Трансмаш». В первом десятилетии ХХI века завод переживает научно-технический подъем. В эти годы разработан унифицированный комплекс тормозного оборудования для грузового локомотива, включающий кран машиниста 130 и кран вспомогательного тормоза 224 с дистанционным управлением, создается тормозная система для вагонов метро «Русич». Благодаря высокому техническому уровню, безупречному качеству и устойчивой надежности своих изделий АО МТЗ ТРАНСМАШ прочно занимает место лидера в области тормозостроения в Российской Федерации. Продукция завода эффективно эксплуатируется более чем в 30 странах мира. За последние 20 лет коллективом МТЗ разработано и внедрено в эксплуатацию более 240 новых приборов для железнодорожного транспорта и метрополитена. ВЕРНОСТЬ ТРАДИЦИЯМВ ноябре 2021 года АО МТЗ ТРАНСМАШ (Московский тормозной завод) отметит свое столетие. О некоторых достижениях последних десятилетий и сегодняшней деятельности старейшего машиностроительного предприятия г. Москвы редакция «ПС» попросила рассказать руководителей и специалистов завода. ![]() Оглядываясь в историю, прежде всего подчеркнем решающую роль в сохранении предприятия на рубеже веков Анатолия Андреевича Егоренкова. Этот профессионал железнодорожной отрасли работал на заводе 64 года, а с 1982 по 2008 год был его генеральным директором. А.А. Егоренков – академик Академии железнодорожного транспорта РФ, которому принадлежит свыше 70 изобретений. Заслуженный машиностроитель и почетный железнодорожник РФ сумел не только сохранить коллектив, технику и все сооружения предприятия, начиная с исторического здания ХIХ века, но и не дал затормозить развитие завода и в сложные 90-е, и в начале двадцать первого столетия. Достойной наградой всей деятельности Анатолия Андреевича стало лауреатство в Национальной премии «Россиянин года – 2005», в номинации «Гордость России». С 2008 года заводом руководит генеральный директор АО МТЗ ТРАНСМАШ Николай Анатольевич Егоренков. Продолжение статьи смотрите в журнале. ЮБИЛЕЙ СКБТВ январе 2021 года Специальное конструкторское бюро тормозостроения (СКБТ АО МТЗ ТРАНСМАШ) отметило 70-летний юбилей. ![]() В настоящее время СКБТ возглавляет генеральный конструктор МТЗ заслуженный конструктор России Сергей Чуев. О современном этапе работы конструкторского бюро нашей газете рассказал его первый заместитель Павел Тагиев, который в январе 2021 года был удостоен московским правительством звания «Почетный изобретатель г. Москвы». К разговору также подключился заместитель генерального конструктора по микропроцессорной технике и электронике Сергей Популовский. Продолжение статьи смотрите в журнале. ОТ ПРОЕКТА ДО СОСТАВАО порядке внедрения в эксплуатацию новых тормозных систем рассказал директор по развитию АО МТЗ ТРАНСМАШ Дмитрий ПЕСКОВ. ![]() – Двадцать один год, – с улыбкой поправляет гостя топ-менеджер завода. Выясняется, что начинал трудиться Дмитрий в опытно-экспериментальном цехе № 7 слесарем. После диплома о высшем образовании работал технологом, заместителем начальника своего 7-го цеха, постепенно дорос и до нынешней руководящей должности. Продолжение статьи смотрите в журнале. |