В январе 2021 года Специальное конструкторское бюро тормозостроения МТЗ ТРАНСМАШ отмечает свой 70-летний юбилей. Перед страной остро стоял вопрос восстановления экономики после Великой Отечественной войны, и новый железнодорожный транспорт должен был сыграть в этом восстановлении одну из главных ролей. Впрочем, 70-летний юбилей – это скорее официальная дата, поскольку 11 января 1951 года вышло постановление Совета министров СССР о создании СКБ тормозостроения. А фактически первое конструкторское бюро нынешнего МТЗ ТРАНСМАШ (тогда – Московский тормозной завод) образовалось ещё в 1926 году, и создал его Народный комиссариат путей сообщения. Именно эту организацию нынешние сотрудники СКБТ считают своей прямой предшественницей, тем более что как раз в то время советское железнодорожное тормозостроение вышло на лидирующие позиции в мировом железнодорожном машиностроении, которое не уступает и спустя почти век. И если в 20-х годах прошлого века перед бюро были поставлены задачи усовершенствовать тормоз Казанцева и создать новый прямодействующий кран машиниста, позволяющий ему в совершенстве регулировать тормозное усилие и осуществлять ступенчатый отпуск, то теперь сегодняшнее поколение конструкторов, которое трудится в МТЗ ТРАНСМАШ, отмечающем в 2021 году вековой юбилей, решает задачи по применению электроники и микропроцессорной техники в современных тормозах. Это уже третье поколение тормозных систем, которые используются на железной дороге. В начале XXI века ОАО «РЖД» поставило задачу перед локомотивостроительными заводами создать новые локомотивы с повышенными тяговыми характеристиками для вождения поездов повышенного веса и длины, 9 тыс. тонн и более 100 вагонов соответственно, а в перспективе – 18 тыс. тонн. Для возможности вождения таких поездов разработаны и созданы системы распределённого управления тормозами поезда РУТП.230, РУТП.130 и РУТП.395 (1,2), позволяющие водить длинносоставные поезда локомотивами, оснащёнными кранами машиниста любого типа 230Д, 130 и 395. СКБТ тормозостроения разработало тормозные системы для скоростных «Ласточек» и для новых вагонов московского метрополитена. Для проектирования сейчас широко используется такой новейший метод, как 3D-моделирование, и другие, которые максимально сокращают время между проектированием и производством на самом современном станочном оборудовании. Однако конструкторы – это те люди, которые всегда смотрят вперед, предугадывая и формируя тенденции, по которым будет развиваться уже четвёртое цифровое поколение железнодорожных тормозных систем. Это новый качественный скачок в управлении фрикционными тормозами, огромное расширение их функций, в том числе точности управления, повышение надёжности, безопасности, возможности диагностики. Перед железнодорожным транспортом стоят новые задачи по наращиванию скоростей в пассажирском сообщении, применении автоведения тяжёлых грузовых составов уже без машиниста, что требует новых функций от тормозных систем. Они должны работать в разных режимах с высокой точностью, с возможностями самодиагностики и быстрого ремонта за счёт блочного принципа построения. Поэтому СКБТ разработало продукт будущего – Цифровую систему диагностики и управления торможением (ИСКРА 200). Она применима для любого подвижного состава, оснащённого штатной системой электропневматического тормоза (ЭПТ). Это и пассажирские поезда, моторвагонный подвижной состав, а также ставшее в последнее время очень актуальным скоростное грузовое движение. Новую систему можно использовать на скоростном грузовом поезде длиной 71 условный вагон и на скорости до 200 км/ч. Сейчас идёт разработка такой системы для перспективных поездов ВСМ для скорости 500 км/ч. «Конструкторское бюро – это не просто подразделение, которое разрабатывает тормозные узлы, системы. Это механизм, который приводит в движение весь завод, – говорит генеральный конструктор СКБТ Сергей Чуев. – Самым главным достоинством подразделения являются люди – самоотверженные, высококлассные специалисты, которые работают как единый живой организм. Это уже зрелый возраст, 70 лет, и я желаю нашему подразделению успехов в создании конкурентоспособных тормозных систем, которые уже сегодня превосходят зарубежные аналоги». Пётр Каменев |