Стратегия развития транспортной системы Российской Федерации предусматривает постоянный рост объемов железнодорожных перевозок. Эта задача предполагает совершенствование подвижного состава и, в частности, применяемых тормозных систем. ОАО МТЗ ТРАНСМАШ, являясь ведущим производителем тормозных систем и оборудования для железнодорожного подвижного состава и метрополитена постоянно модернизирует процессы производства. Впервые в истории отечественного машиностроения для скоростных электропоездов «Ласточка» предприятием разработана уникальная система тормозного оборудования, обеспечивающая эффективность торможения в различных режимах при соблюдении условий комфорта и безопасности пассажиров Московский тормозной завод ведет свою историю с ноября 1921 года. Предприятие с честью выдержало конкуренцию с такими лидерами мирового производства тормозного оборудования, как американская фирма Westinghouse и немецкая Kunze-Knorr, благодаря выдающимся разработкам легендарных отечественных конструкторов Флорентия Казанцева и Ивана Матросова. В эти годы был создан целый ряд приборов – воздухораспределители, краны машиниста и многое другое. Уже в 1923 году благодаря разработкам завода удалось полностью отказаться от закупок иностранного тормозного оборудования, а к 1935 году на автоматическое торможение были переведены все грузовые составы страны. В 1951 году был подписан указ о создании на предприятии Специального конструкторского бюро по тормозостроению, что сделало завод уникальным в своем роде – полный цикл производства на одном предприятии, от конструкторской мысли до испытаний и выпуска готовой техники. В связи с началом электрификации отечественных железных дорог предприятием был налажен выпуск тормозов для электропоездов, которые обеспечивали высокую безопасность пассажирских перевозок. С конца 1950-х годов завод приступил к производству элетропневматических тормозов для пассажирских поездов с локомотивной тягой, что существенно повысило безопасность их движения, а с 1959 года весь пассажирский подвижной состав страны был уже оборудован электропневматическим тормозом, разработанным и произведенным на Московском тормозном заводе. В 1970-х годах на заводе создан целый ряд новых приборов и среди них воздухораспределитель 483 для грузовых вагонов, благодаря внедрению которого на железнодорожном транспорте стало возможным вождение тяжеловесных составов. В 1993 году завод был преобразован в ОАО МТЗ ТРАНСМАШ. В эти годы предприятие уделяет особое внимание созданию тормозных систем повышенной безопасности с развитыми средствами диагностики с применением микропроцессорной техники в системах управления. На заводе постоянно совершенствуется производственный процесс. В настоящее время ОАО МТЗ ТРАНСМАШ производит тормозное оборудование для всех типов грузовых и пассажирских вагонов, магистральных и маневровых локомотивов, моторвагонного подвижного состава, скоростных поездов и подвижного состава метрополитена. Обширна номенклатура тормозного оборудования, выпускаемая предприятием, – это и воздухораспределители, краны машиниста, устройства блокировки тормозов, электропневматические клапаны автостопа и многое другое. Изготовленными на предприятии тормозными приборами оснащено свыше 1,5 миллионов единиц техники железных дорог и метрополитенов стран СНГ, Латвии, Литвы Эстонии, ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки. Практически все разработки ОАО МТЗ ТРАНСМАШ защищены патентами Российской Федерации, Украины, Казахстана, Германии, Польши и других стран. Все тормозное оборудование разрабатывается с учетом специфики эксплуатации отечественных железных дорог: большой протяженности, разнообразия климатических условий, огромного диапазона температуры, при которой эксплуатируется тормозное оборудование. Среди важнейших разработок последних лет – модули тормозного оборудования для локомотивов. К наиболее крупным работам в этой области относится создание тормозного оборудования для пассажирского локомотива ЭП20 производства Новочеркасского электровозостроительного завода, модуля тормозного оборудования Е.311 для магистрального тепловоза 2ТЭ25А с асинхронным приводом производства Брянского машиностроительного завода. Этот же модуль предназначен и для установки на магистральный тепловоз 2ТЭ25К с коллекторным приводом. Модуль Е.311 прошел весь цикл заводских испытаний и в настоящее время поставляется для установки на выпускаемые локомотивы. Для электровоза 2ЭС5 специалисты ОАО МТЗ ТРАНСМАШ создали модуль тормозного оборудования Е.310, а для маневровых локомотивов – модуль тормозного оборудования Е.315. Впервые в истории отечественного машиностроения для скоростных электропоездов «Ласточка» предприятием разработана уникальная система тормозного оборудования, обеспечивающая эффективность торможения в различных режимах при соблюдении условий комфорта и безопасности пассажиров. В отличие от зарубежных аналогов она позволяет проектировать поезда с гибкой составностью (от 3 до 10 вагонов) и используется с отечественной системой управления поезда. Механическая часть системы выполнена с использованием дисковых тормозов, применение которых гарантирует короткий тормозной путь и увеличенные межремонтные пробеги. Одно из последних предложений на рынке тормозной техники – это разработанные ОАО МТЗ ТРАНСМАШ безрезьбовые соединения 157, использование которых исключает излом подводящих труб. Данные безрезьбовые соединения входят в комплектацию воздухораспределителей модификации БС. Для развития тяжеловесного движения на сети дорог конструкторы ОАО МТЗ ТРАНСМАШ создали несколько типов систем распределенного управления торможением поезда (РУТП), предназначенных для управления тормозами тяжеловесных длинносоставных грузовых поездов со всеми видами кранов машиниста. Использованные в конструкции системы распределенного управления торможением поезда инновационные технические решения позволяют обеспечить всего 3–4 блокам хвостового вагона (БХВ) продольную динамику поезда, близкую к параметрам, достигаемым при использовании электропневматических тормозов на каждом вагоне. Использование интеллектуальной системы контроля и управления батареями блока хвостового вагона, снижение веса блоков, а также особая конструкция крепления приборов – все это позволяет значительно облегчить установку и съем блоков хвостовых вагонов. Распределенная система управления торможением поезда позволяет производить разрядку тормозной магистрали с головы или хвоста поезда как синхронно, так и асинхронно. Среди других разработок ОАО МТЗ ТРАНСМАШ – электропневматический клапан автостопа с дистанционным управлением ЭПК 151Д, кран вспомогательного тормоза локомотива с дистанционным управлением 224Д, пневматический резервный модуль 025М-1, кран резервного управления автоматического тормоза 025А и кран резервного управления локомотивным тормозом 025Л. Одним из самых приоритетных и перспективных проектов последних лет для ОАО МТЗ ТРАНСМАШ является создание воздухораспределителя, соответствующего стандартам UIC и способного работать со всеми существующими системами пневматических тормозов подвижных составов железных дорог, эксплуатируемых в соответствии со стандартами UIC и при управлении различными кранами машиниста. Внедрение проекта дает возможность поставлять полный комплект тормозного оборудования в любые страны, входящие в состав МСЖД. Учитывая требования ОАО «РЖД», как основного заказчика продукции ОАО МТЗ ТРАНСМАШ, в 2011 году предприятие внедрило систему менеджмента бизнеса на соответствие международному стандарту железнодорожной промышленности IRIS. На предприятии удалось создать систему менеджмента бизнеса, позволяющую постоянно модернизировать процессы производства, воплощая в жизнь новейшие научно-технические разработки, открывая путь серийному производству современной продукции. Ведь надежные тормозные системы – гарантия безопасности на железных дорогах. |