История отечественного тормозостроения тесно связана с историей ОАО МТЗ ТРАНСМАШ. Созданное в далеком 1921 году, предприятие первым в России начало воплощать в жизнь планы специалистов железнодорожного транспорта о производстве отечественного тормозного оборудования, составив конкуренцию мировым лидерам рынка – американскому Westinghouse и немецкому Kunze-Knorr.У истоков тормозостроенияНа МТЗ ТРАНСМАШ уже более 90 лет разрабатывается и изготавливается продукция для всех типов грузовых и пассажирских вагонов, локомотивов, моторвагонного подвижного состава, скоростных и высокоскоростных поездов и подвижного состава метрополитенов.Сегодня ОАО МТЗ ТРАНСМАШ выпускает более 300 наименований тормозного оборудования. Приборами управления тормозами, созданными на предприятии, оснащены около миллиона вагонов и около 25 тысяч локомотивов, работающих на железных дорогах как нашей страны, так и за рубежом. Одним из крупнейших заказчиков продукции является ЗАО «Трансмашхолдинг», а надежным партнером на протяжении вот уже многих лет остается ОАО «Транспневматика», отмечающее в этом году свой 160-летний юбилей. География деятельности компании охватывает 56 регионов России и 33 страны мира. На долю ОАО «РЖД» приходится 22% от общих объемов продукции, в основном это запасные части к изготовленному ранее оборудованию. Изделия Московского тормозного завода отправляются и на экспорт в страны СНГ и Балтии, а также в Иран, Китай, Гвинею, Марокко и Германию. С 1951 года в структуре МТЗ ТРАНСМАШ работает Специальное конструкторское бюро, которое занимается постоянным совершенствованием продукции, выпускаемой на протяжении уже многих лет, разрабатывают новые модификации применительно к конкретному подвижному составу и условиям его эксплуатации, а также в соответствии с требованиями времени предлагает рынку новые разработки. Отвечая запросам времениВ конце ХХ столетия отечественное тормозостроение вышло на новый виток развития. Это было связано с растущими потребностями государства в железнодорожных перевозках, ростом скорости движения, увеличением общей массы поездов. В это время специалисты предприятия разработали и внедрили более совершенные электропневматические приборы с использованием микропроцессорной техники. Это позволило повысить скорость и безопасность движения, а также увеличить грузоподъемность составов. Появились тормозные системы для высокоскоростных поездов, современных метропоездов и других типов подвижного состава.Сегодня задачи, ставящиеся перед железнодорожной отраслью, требуют тормозных систем, которые включают все элементы управления с возможностью диагностики оборудования. Кроме того, заказчики все больше внимания уделяют и таким аспектам, как эстетика и эргономика поставляемого оборудования. Особенно это касается приборов, которые устанавливаются в кабине машиниста. Все это учитывают в МТЗ ТРАНСМАШ, поэтому продукция, выпускаемая предприятием, имеет неизменно высокое качество, подтвержденное международным стандартом железнодорожной промышленности IRIS. Продукция предприятия, в том числе находящаяся на стадии разработки, защищена российскими и международными патентами. Благодаря высокому техническому уровню, качеству и надежности своих изделий МТЗ ТРАНСМАШ остается признанным лидером в области тормозостроения. Инновационные разработкиВажнейшими направлениями деятельности предприятия являются разработка, производство и испытания новой техники.Среди наиболее значимых проектов МТЗ ТРАНСМАШ необходимо отметить тормозную систему магистрального пассажирского локомотива ЭП20. Главной ее особенностью является модульная конструкция, в состав которой входят модуль тормозного оборудования Е.300Т и противоюзная система БАРС. Модуль тормозного оборудования Е.311 для магистрального тепловоза 2ТЭ25А с асинхронным приводом – еще одна актуальная разработка предприятия. Он может быть использован также и на магистральном тепловозе 2ТЭ25К с коллекторным приводом. При этом такие разработки, как модули тормозного оборудования Е.310 и Е.311, были созданы впервые в России. Ранее тормозные системы поставлялись заказчику в виде блоков электропневматических приборов или отдельных тормозных приборов, которые затем монтировались на локомотиве. Для маневренного локомотива ТЭМ ТМХ конструкторы МТЗ ТРАНСМАШ создали современную систему управления давлением сжатого воздуха и кран вспомогательного тормоза с дистанционным управлением. Для двухосного локомотива ТЭМ31 была разработана новая тормозная система, в которую входит кран 224Д, позволяющий управлять маневровым локомотивом по радиоканалу при нахождении машиниста-оператора вне его борта. Разработанный специалистами МТЗ ТРАНСМАШ блок управления фрикционным тормозом (БУФТ) 076М, устанавливаемый на вагоны метрополитена, предназначен для управления процессами наполнения и выпуска сжатого воздуха из тормозных цилиндров в зависимости от нескольких факторов. Он обеспечивает авторежимное регулирование во всех режимах торможения. В нем предусмотрена возможность диагностирования работы тормозной системы вагона, управления стояночным тормозом. Имеет встроенную противоюзную защиту системы. Актуальные решенияСерия воздухораспределителей 483А-05, 483А-08, 483А-09 и 483А-10 доказала свою надежность, пройдя ресурсные испытания в тяжелейших условиях Севера и Дальнего Востока. Воздухораспределитель 483А-05 был установлен и испытывался на вагоне с осевой нагрузкой 27 тонн на ось, а также на сочлененной платформе постройки фирмы «Татравагонка».Пассажирские вагоны производства ОАО «Тверской вагоностроительный завод» сегодня оснащают воздухораспределителем 242. Эта разработка заменяет устанавливавшиеся прежде приборы 292. Важно отметить, что все тормозные системы, предназначенные для скоростных поездов, оснащаются управлением через интеллектуальный канал. Также в них используют электропневматические и пневматические каналы управления. При этом все новые разработки предприятия применимы для модернизации уже существующего эксплуатационного парка подвижного состава. В связи с необходимостью увеличения пропускной способности железных дорог ОАО «РЖД» сегодня уделяет огромное внимание созданию систем для поездов повышенного веса (9 тысяч тонн), состоящих из более чем 100 вагонов, а в перспективе – весом и в 18 тысяч тонн. Поэтому специалисты предприятия разработали дистанционный кран машиниста 230Д с функцией распределенного управления тормозами поезда (РУТП). В партнерстве с лучшимиМТЗ ТРАНСМАШ на протяжении уже многих лет связывают тесные партнерские отношения с ОАО «Транспневматика» – многопрофильным предприятием, занимающимся разработкой и производством компрессоров и пневматических устройств тормозных систем для подвижного состава железных дорог, метрополитена и городского транспорта.Коллектив ОАО «Транспневматика», воспитанный на традициях и трудовых подвигах мастеров нижегородской земли, с достоинством и честью продолжает летопись завода. Сегодня на предприятии успешно сочетаются мастерство металлургов, искусство станочников, новаторство машиностроителей, и это позволяет обществу занимать достойное место в ряду передовых предприятий России. Коллектив МТЗ ТРАНСМАШ ценит многолетние дружбу и сотрудничество, честное соперничество и партнерство с предприятием и считает, что они во многом являются движителями в создании и производстве надежной тормозной продукции для железнодорожного транспорта, ее востребованности на отечественных и мировых рынках. |