|
ОАО МТЗ ТРАНСМАШ разработал, испытал и внедрил ряд блоков электропневматических приборов (БЭПП), предназначенных для управления процессами наполнения и выпуска сжатого воздуха из тормозных цилиндров короткосоставных в том числе и высокоскоростных поездов в зависимости от:
— изменения давления в тормозной магистрали;
— комбинаций управляющих электрических сигналов электропневматического тормоза (ЭПТ);
— загрузки вагона,
а также для выполнения функции замещения электродинамического (гидродинамического)торможения пневматическим, причем при всех режимах торможения предусмотрена возможность диагностирования работы тормозной системы вагона.
В настоящее время такие БЭПП эксплуатируются на выпускаемых Мытищинским ЗАО «Метровагонмаш» вагонах метро нового поколения типа 81-720 («Яуза»), 81-740 («Русич»), а также на рельсовых автобусах РА1.
Все БЭПП представляют собой плиту-кронштейн с закрепленными на ней навесными пневматическими (жесткий воздухораспределитель, переключательный клапан и т.д.) и электропневматическими приборами. Данная компоновка обеспечивает агрегатный способ текущего ремонта, что снижает его трудоемкость.
Остановимся, более подробно на примере тормозной системы рельсового автобуса РА1.
Система управления фрикционным тормозом рельсового автобуса РА1 может работать в следующих режимах:
— замещение гидродинамического торможения на любой позиции контроллера при скорости ≤15км/ч пониженной уставкой торможения;
— пневматическое управление торможением от крана машиниста;
— пневматическое управление торможением от резервного крана машиниста;
— регулировочное электропневматическое торможение;
— экстренное торможение разрядкой тормозной магистрали от стоп-кранов, КЛУБ-У и клапана аварийного торможения.
Тормозное пневматическое и электропневматическое оборудование рельсового автобуса РА1 включает в себя:
— кран машиниста 013А;
— кран вспомогательного тормоза 172;
— блок управления пневматическим тормозом (БУПТ) 155А, являющийся разновидностью БЭПП;
— авторежим пневматический 159;
— блок управления стояночным тормозом (БУСТ) 192;
— клапан аварийного экстренного торможения 130.030;
— электропневматический клапан автостопа (ЭПК) 153;
— выключатель цепей управления 267.050;
— пневматические приборы системы пневмоподвешивания;
— прочее оборудование: 181,115,115А,169.
Кран машиниста 013А
Дискретный кран машиниста 013А является прямодействующим с автоматическими перекрышами, имеет семь фиксированных положений ручки крана управления и предназначен для управления пневматическим тормозом РА1.
Кран машиниста 013А состоит из:
— крана управления 013А.010;
— разобщительного устройства 013А.200;
— реле давления 033.010.
Кран управления 013А.010 предназначен для изменения малыми проходными сечениями управляющего давления сжатого воздуха тормозной магистрали в управляющей полости реле давления 033.010. Реле давления 033.010 осуществляет в зависимости от давления, задаваемое краном управления, наполнение и выпуск воздуха из тормозной магистрали большим проходным сечением. Разобщительного устройства 013А.200 предназначено для подключения и отключения крана машиниста от тормозной и питательной магистралей. Управление разобщительным устройством осуществляется от питательной магистрали с помощью электропневматического вентиля.
Кран вспомогательного тормоза 172
Кран вспомогательного тормоза является прямодействующим и предназначен для управления пневматическим тормозом при отказе крана машиниста 013А или при отсутствии питания электропневматических вентилей БУПТ 155А.
Рукоятка крана вспомогательного тормоза перемещается в вертикальной плоскости и имеет три положения: отпуск, перекрыша, торможение. В положении торможение производится непосредственное наполнение тормозных цилиндров из питательной магистрали.
Блок управления пневматическим тормозом 155А
БУПТ предназначен для управления процессами наполнения и выпуска сжатого воздуха в тормозных цилиндрах при пневматическом и электропневматическом торможении (последнее относится к режимам замещения гидродинамического тормоза при его отказе или ослаблении на малых скоростях движения). БУПТ представляет собой плиту-кронштейн), жестко расположенную на раме РА1, с расположенными на ней навесными пневматическими и электропневматическими приборами.
БУПТ состоит из:
— воздухораспределителя;
— органа дополнительной разрядки;
— электропневматических вентилей;
— делителя давления;
— переключательного клапана;
— реле давления;
— кронштейна для установки манометра;
— защитного кожуха.
Воздухораспределитель — жесткого типа, диафрагменно-клапанной конструкции имеет пружинный комплект, выполняющий функцию рабочей камеры, предназначен для обеспечения процессов пневматического торможения и отпуска в зависимости от изменения величины давления сжатого воздуха в тормозной магистрали. Может осуществлять ступенчатый отпуск и торможение.
Орган дополнительной разрядки — диафрагменно-клапанной конструкции, предназначен для ускорения тормозных процессов на первой ступени торможения. Также выполняет функции клапана ликвидации сверхзарядки тормозной магистрали.
Реле давления — является повторителем давления и непосредственно наполняет сжатым воздухом тормозной цилиндр или выпускает его из тормозного цилиндра большими проходными сечениями (реле давления взаимозаменяемо с реле давления крана машиниста 013А).
Делитель давления — диафрагменно-клапанной конструкции, является двухдиафрагменным пневматическим реле, уменьшающим величину давления на выходе в определенной пропорции. Предназначен для авторежимного регулирования давления в тормозном цилиндре при остановочном дотормаживании.
Переключательный клапан — поршневой конструкции, осуществляет независимость действия различных видов тормозов, а в случае одновременного действия тормозов, выбирает наиболее эффективный в данный момент.
Авторежим пневматический 159
Авторежим пневматический, работающий совместно с БУПТ, предназначен для преобразования величины давления сжатого воздуха центрального пневмоподвешивания в соответствующую величину давления сжатого воздуха на своем выходе, таким образом регулируя максимальное давление в тормозном цилиндре, как функцию загрузки.
Авторежим пневматический состоит из:
— авторежима пневматического 100.050-1РМ;
— переключателя с плитой — кронштейном;
— защитного кожуха.
Пневматическая часть авторежима пневматического аналогична реле давлению с малыми проходными сечениями и получает управляющее давление сжатого воздуха от пневморессор.
Переключатель предназначен для выбора максимального давления двух пневморессор, расположенных по диагонали РА1. Выходное давление авторежима пневматического является для БУПТ входным.
Блок управления стояночным тормозом 192
Блок управления стояночным тормозом предназначен для дистанционного управления процессами наполнения и выпуска сжатого воздуха из пневмопружинных тормозных цилиндров.
Блок управления стояночным тормозом состоит из:
— пневмораспределителя;
— электропневматических вентилей;
— кронштейна.
Пневмораспределитель состоит из поршня с уплотняющими манжетами и корпуса с отверстиями, через которые осуществляется сообщение полостей пневмопружинного тормозного цилиндра с питательной магистралью или с атмосферой. Пневмораспределитель крепится на кронштейне. Электропневматические вентиля аналогичны вентилям установленные в БУПТ.
Клапан аварийного экстренного торможения 130.030
Клапан аварийного экстренного торможения предназначен для выполнения экстренного торможения при возникновении аварийной ситуации. Кнопка клапана аварийного экстренного торможения имеет два фиксированных положения. При нажатии на кнопку клапана происходит прямое сообщение тормозной магистрали с атмосферой, с одновременным отключением тяги и включением песочницы.
Электропневматический клапан автостопа 153
Электропневматический клапан автостопа работает в системе КЛУБ и предназначен для подачи предупредительного звукового сигнала и для экстренной разрядки тормозной магистрали при проезде запрещающего сигнала.
Выключатель цепей управления 267.050
Выключатель цепей управления предназначен для управления устройством блокировки тормозов.
Пневматические приборы системы пневмоподвешивания
Пневматические приборы системы пневмоподвешивания предназначены для управления процессами наполнения и выпуска сжатого воздуха в пневморессорах.
В пневматические приборы системы пневмоподвешивания входят:
— регулятор положения кузова 003М;
— клапан быстродействующий 398;
— клапан 4-2 ОСТ 24.290.15-86 (усл.131).
Регулятор положения кузова 003М предназначен для автоматического изменения давления сжатого воздуха в пневморессоре с целью поддержания заданного уровня высоты подъема кузова в зависимости от величины нагрузки на пневморессору.
Клапан быстродействующий 398 предназначен для автоматического сброса давления сжатого воздуха в пневморессоре при повреждении второй пневморессоры той же тележки.
Клапан 4-2 ОСТ 24.290.15-86 (усл.131) предназначен для выпуска сжатого воздуха из пневморессор.
Прочее оборудование: 181,115,115А,169
Пневмораспределитель 181 предназначен для подачи сжатого воздуха к пневматическим приводам.
Сигнализаторы давления 115, 115А предназначен для сигнализации о наличии определенного давления сжатого воздуха в каком-либо объеме пневматической системы.
Клапан 5-2 ОСТ 24.290.15-86 (169) предназначен для автоматического переключения воздухопроводов в зависимости от направления потока сжатого воздуха.
|