Воздухораспределитель 483А для современного и нового поколения грузового подвижного состава

11 августа 2005

Автор:
В.И.Астахов, заместитель генерального конструктора ОАО МТЗ ТРАНСМАШ, кандидат технических наук


Надежность работы в условиях эксплуатации один из основных показателей тормозной техники. Этому направлению как и ранее Департамент вагонного хозяйства уделяет особое внимание и предъявляет высокую требовательность при разработке и принятии решения о начале серийного производства новой техники.

В 2000г. ОАО МТЗ ТРАНСМАШ завершил полный цикл предварительных заводских испытаний нового воздухораспределителя 483А (магистральная часть 483А.010-01). Воздухораспределитель разработан с учетом требований к тормозам грузового подвижного состава нового поколения с нагрузкой до 30 т на ось, в том числе для эксплуатации в поездах повышенной массы и длины. Его конструктивное решение обеспечивает:
— реализацию минимальных ступеней торможения, допускаемых Инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277;
— независимость процесса отпуска тормозов на равнинном режиме от плотности канала дополнительной разрядки;
— исключение манжетного уплотнения в узле мягкости с одновременным снижением, вследствие этого, ремонтно-эксплуатационных расходов.

Кроме того на последующую перспективу предусмотрена реализация централизованной разрядки тормозной системы вагонов темпом мягкости во всем диапазоне снижения давления.

На базе воздухораспределителя 483 создается конструктивный ряд приборов новой модификации:
— 483П, для рефрижераторных и контейнерных вагонов, обращением со скоростями движения до 120км/час;
— 483-ПЭл, для грузовых вагонов с электропневматическим тормозом, обращением со скоростями движения до 140 км/час,
— 483А-КЕ, для вагонов международного сообщения Восток-Запад.

Воздухораспределитель 483А-КЕ испытан в России, а также в Германии. Он получил сертификат Международного союза железных дорог (МСЖД). Впервые в отечественном тормозостроении этот прибор допущен к применению всеми железными дорогами стран-членов МСЖД.

Приемочная комиссия рекомендовала изготовить установочную серию в количестве 20 тыс. воздухораспределителей 483А для проведения широкомасштабных подконтрольных испытаний на подвижном составе сети дорог.

В условиях производства контроль технических характеристик нового прибора осуществлялся на пневматическом инспекторском стенде по Техническим условиям ТУ3184-021-05756760-00 «Воздухораспределители 483А». Затем проводились испытания на тормозной станции по согласованной методике серийного производства приборов. Этот этап предусматривает имитацию работы пневматических тормозов всех вагонов в составе грузового поезда с одновременным манометрическим контролем характеристик каждого воздухораспределителя.

Монтаж новых воздухораспределителей 483А на сети дорог выполнялся силами вагонных депо (ВЧД) на вагоны, которые поступали в текущий и плановый ремонты, а затем передавались в поезда общесетевого обращения. Такие воздухораспределители устанавливались и на вагоны, включаемые в постоянно действующие грузовые маршруты внутреннего и межрегионального обращения, а также вагоностроительными и вагоноремонтными заводами.

Обобщенные сведения железных дорог о подготовке и организации эксплуатационных испытаний установочной серии воздухораспределителей 483А приведены в таблице:


Железные дороги, получатели

Направлено на дороги,
шт.

Результаты проверки при входном контроле

Организована эксплуатация в замкнутых грузовых маршрах

Передано приборов в эксплуатацию,
шт.

Поступило магистальных частей,
шт.

Забраковано магистальных частей,
шт.

% Забракованных магистальных частей,
шт.

Замкнутых грузовых маршрутов на дороге

Вагонов в замкнутых грузовых маршрутов на дороге, ед.

Октябрьская

236

*

*

*

2

93

236

Московская

200

62

0

0,0

-

-

60

Горьковская

1162

1162

0

0,0

-

-

1162

Северная

800

639

14

2,19

-

-

639

Северо-кавказская

330

330

0

0,0

9

330

330

Юго-Восточная

560

*

*

*

-

-

400

Приволжская

1628

944

0

0,0

3

221

944

Куйбышевская

1450

*

*

*

10

421

325

Свердловская

1193

900

3

0,33

1

50

950

Южно-Уральская

755

755

9

1,19

15

600

600

Западно-Сибирская

6540

6540

12

0,18

18

1424

6528

Красноярская

1120

956

0

0,0

2

80

956

Восточно-Сибирская

1400

1250

5

0,40

2

116

1250

Дальневосточная

400

227

0

0,0

-

-

227

Всего

17774

13765

43

0,31

62

3335

14607

Вагоностроит. и ремонтные заводы

2275

-

-

-

-

-

2275

Итого

20049

13765

43

0,31

62

3335

16882

* Информация не поступала.

Испытания проводились на сети железных дорог по указанию Министерства путей сообщения №М-437у и в соответствии с требованиями Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277. Программа испытаний была подготовлена специалистами Главного управления вагонного хозяйства МПС России.

В сентябре 2002г. на Западно-Сибирской, Южно-Уральской, Горьковской и Приволжской железных дорогах рабочие группы специалистов по тормозам (Департамента вагонного хозяйства, НТЦ «Вагон-Тормоз», служб дорог, ПКБ ЦВ, ОАО МТЗ ТРАНСМАШ) провели по утвержденной методике контрольные проверки работы воздухораспределителей 483А на вагонах поездов, обращающихся в замкнутых грузовых маршрутах. Выполнялись полные опробования тормозов по Инструкции ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277, демонтаж с вагонов осмотренных поездов по два нормально работающих воздухораспределителя и определение их характеристик на типовом пневматическом стенде автоконтрольного пункта (АКП) вагонного депо.

Лишь на одном вагоне-хоппере замкнутого грузового маршрута Южно-Уральской железной дороги выявлен самопроизвольный отпуск тормоза после ступени торможения (через 150 с при норме не менее 300 с). В АКП определена причина – несанкционированное вскрытие неизвестными лицами узла клапана мягкости с повреждением диафрагмы 483А-007 магистральной части 483А.010-01 (№18649, изготовлена 09.2001г.)

Все шестнадцать железных дорог дали положительные отзывы о работе в эксплуатации нового прибора. В октябре 2002г. Департамент вагонного хозяйства утвердил Акт приемочной комиссии и решение о начале серийного производства воздухораспределителей 483А.

Вместе с тем, специалисты Департамента в январе 2003г. рекомендовали провести дополнительные исследования магистральных частей 483А.010-01 воздухораспределителя 483А на дорогах Сибири и Дальнего Востока. Ставилась задача проверить работоспособность воздухораспределителей при низких температурах после ремонта в условиях линейного АКП, а также на практике оценить технологичность ремонта клапана мягкости с учетом его конструктивного решения.

В соответствии с программой испытаний, утвержденной Департаментом вагонного хозяйства, на Восточно-Сибирской, Красноярской, Западно-Сибирской, Южно-Уральской дорогах с вагонов эксплуатационного парка были демонтированы и переданы в АКП вагонного депо «Вихаревка» Восточно-Сибирской железной дороги 81 магистральная часть производства 2001года. При входном контроле на пневматическом стенде установлено соответствие их технических характеристик требованиям Инструкции по ремонту тормозного оборудования вагонов.

Профилактический ремонт в АКП этих магистральных частей выполнялся согласно требованиям руководства по ремонту Р008ПКБЦВ-2001РК воздухораспределителей 483 и 483М.

По всем позициям технологии ремонта была предусмотрена возможность использования запасных частей, поставленных ОАО МТЗ ТРАНСМАШ.

Работниками АКП отмечена простота конструктивного решения клапана мягкости магистральной части 483.010-01, по сравнению с применяемым в воздухораспределителях типа 483.Узел также более удобен для ремонта и сборки.

Руководство по ремонту воздухораспределителя 483А разработано совместно ОАО МТЗ ТРАНСМАШ и ПКБ ЦВ. Оно откорректировано по замечаниям Департамента вагонного хозяйства ОАО «РЖД» и в декабре 2003г. направлено для окончательного утверждения. Однако до настоящего времени этот документ на железные дороги не поступил.

Следует иметь в виду, что в настоящее время на подвижном составе сети дорог эксплуатируется около 150 тыс. воздухораспределителей 483А, которые уже поступают с вагонами эксплуатационного парка в плановый ремонт.

Дополнительно к прошедшим профилактический ремонт, в адрес АКП депо «Вихаревка» переданы магистральные части 483А.010-01 производства 2002 года, которые не были в эксплуатации. Их характеристики также проверены на пневматическом стенде АКП и УКВР-2. Отмечена нестабильность действия устройства УКВР-2, это вызывает необходимость повторных переборок приборов, дополнительных эксплуатационных расходов.

Корпуса всех подготовленных к испытаниям магистральных частей размечены краской, на них установлены металлические бирки АКП («А326») и пломбы НТЦ «Вагон-Тормоз».

В марте 2003г. эти магистральные части – всего 122 шт., установлены на грузовые вагоны новой постройки (собственность Братского алюминиевого комбината).Вагоны сформированы в три грузовых маршрута постоянного обращения на участках железных дорог Новый Порт – Братск – Ванино.

За прошедший двухлетний период эксплуатации на вагонах этих маршрутов замечаний по работе воздухораспределителей 483А (магистральная часть 483А.010-01) не поступало.

От служб вагонного, локомотивного хозяйств, отдельных вагонных и локомотивных депо железных дорог Дальнего Востока и Сибири (Дальневосточной, Забайкальской, Восточно-Сибирской, Красноярской, Западно-Сибирской ) и др. получены положительные отзывы.

Результаты проведенных исследований позволяют сделать следующие выводы и предложения:
— конструктивное решение воздухораспределителя модели 483А, поставляемого вагоностроительной и локомотивной промышленности, железным дорогам России, странам СНГ и Балтии, обеспечивает устойчивую работоспособность при эксплуатации на подвижном составе в гарантийные сроки по Техническим условиям;
— воздухораспределители модели 483А, отремонтированные линейным автоконтрольным пунктом, при обеспечении поставок запасных частей от завода-изготовителя приборов, отвечают всем требованиям Инструкции по ремонту тормозного оборудования вагонов ЦВ-ЦЛ-945 при эксплуатации до следующего планового деповского ремонта вагонов;
— департаменту вагонного хозяйства ОАО «РЖД» необходимо ускорить передачу ремонтным предприятиям сети железных дорог Руководства по ремонту воздухораспределителя модели 483А.

Статья опубликована в Приложении к журналу «Локомив» «Вагоны и вагонное хозяйство», № 2, 2 квартал 2005 г.





Вернуться в Архив новостей